Золотое кольцо России. Углич.
Верхневолжские города — это огромное наслоение культурных и исторических пластов. Каждый из них интересен и самобытен по-своему. Но среди них есть город, которому посвящались оперы и слагались поэмы. Помимо этого, здесь зародилось много интереснейших и невероятно красивых ремесел. Среди старинных мест, расположенных на Верхней Волге, пожалуй, одним из наиболее известных является город Углич.
Немногие города Северной Руси могут похвастаться тысячелетней историей с невероятной концентрацией событий и происшествий, непосредственно влияющих на судьбу государства. Поэтому этот исторический город недаром привлекает сюда толпы туристов со всего мира, чтобы почувствовать непередаваемый дух подлинной древности, витающей над здешними волжскими берегами.
СПРАВКА. Углич был основан в первой половине десятого века, в эпоху правления великой княгини Ольги (киевской). Хотя первые славянские поселения здесь относятся еще к пятому веку. Изначально в летописях он назывался Угличе Поле и управлялся местными удельными князьями. В XIV веке город вошёл в московское княжество. В XVI веке здесь был убит наследник Ивана IV Грозного царевич Дмитрий.
Гибель царевича Дмитрия 15 мая 1591 года, стало тем событием, из-за которого Углич более всего известен в русской истории. Это событие стало прологом Смутного времени или Смуты. События времен гражданской войны и интервенции начала XVII века, а также воспоминания о них, создали определенный образ города в русской истории. Это повлияло на его историко-культурную традицию.
В Смутное время Углич был почти полностью разрушен. Поэтому на сегодня видны лишь остатки былого великолепия тысячелетнего города, который слыл самым архитектурно выверенным и благолепным городом на всей Верхней Волге.
От крепостной стены с одиннадцатью башнями и четырьмя воротами на все стороны света, остались лишь мост и несколько зданий, которые дают весьма отдаленное представление о том, как выглядел Углич более 500 лет назад.
Но есть в городе и настоящая жемчужина древнерусской архитектуры — палаты удельных местных князей, которые называют еще домом царевича Дмитрия. Это самая древняя светская постройка на современной территории России.
Город был очень живописным, над волжским берегом возвышалось 30 храмов. Александр Дюма, путешествовавший по Волге в 1858 году, в своих путевых заметках подробно описал историю кровавой трагедии в Угличе и личность Бориса Годунова. Углич поразил Дюма своей кровавой легендой об убиенном царевиче Димитрии.
В былые времена на Успенской площади, примыкающей к кремлю, шумели многотысячные ярмарки, куда свозился товар со всех концов Залесской земли и соседних губерний. Здешние умельцы в те годы имели здесь свой ряд и держались особняком, почитая свое ремесло выше и искуснее прочего ярмарочного товара.
Трагическая история Углича сказалась и на характере его промыслов. Они не приняли форму массового или артельного производства, но сохранились при этом в веках, передаваясь из поколения в поколение, от мастера к мастеру.
СПРАВКА. Угличане славились на всю Россию искусной ковкой и церковной утварью. Лампады и подсвечники из Углича украшали храмы Московского Кремля. Город считался самым передовым в России по части обработки продукции животноводства. Именно здесь появились первые российские сыры и колбасы. Широкую известность по всей торговой Волге имели керамические безделушки и угличские изделия из ткани.
Многие исконные угличские промыслы в наши дни эволюционировали настолько, что стали настоящими произведениями искусств. Например, всем знакомые лоскутные одеяла, распространенные в крестьянских семьях, превратились в удивительные изящные картины.
Местные художественно-производственные мастерские — это объединение лучших скульпторов и живописцев. Они словно поставили себе задачу довести промыслы, которыми издревле славился Углич, до самого высокого уровня исполнения.
Город давно известен лоскутным шитьем и куклами, но изделия из мастерской Валентины Максимовой действительно поражают воображение даже самого избалованного ценителя живописи. Это именно живопись, где расходным материалом являются крохотные кусочки ткани. Валентина Николаевна Максимова, член Союза художников РФ. Все её работы яркие, богатые по цвету и интересные по художественному решению. Они как маленькие истории собраны из разных лоскутков.
СПРАВКА. Лоскутное шитьё было известно еще в Древнем Египте. Первое описание этой живописной техники — «пэчворк», сделаны в британских документах второй половины одиннадцатого века. Впрочем, это рукоделие было присуще многим народам и Европы, и Азии.
В старину оно называлось тряпичной мозаикой. В русских письменных источниках сведения о лоскутном шитье появляются в XVIII веке.
Простые тряпицы оказались материалом не только податливым, но и невероятно универсальным. С помощью разноцветных лоскутов можно работать в самых разных художественных жанрах: от графики до живописи. Наслоение материала придает работам объем, и дает художнику массу возможностей работать с сочетанием цветов, используя разнообразные живописные формы.
Как это часто бывает, сюжеты работ рождаются из обычных городских картинок Углича, которые исстари вдохновляли многих крупных художников. И не столь важно какое время года стоит на дворе. Даже самая слякотная и ненастная пора может стать источником вдохновения, если в голове художника вдруг складывается единственно верная, прекрасная картина.
Инструментарий художника, работающего в подобном жанре, довольно обширен: здесь традиционные кисти и краски, а вместе с ними и горы разноцветных нитей, и портняжные ножницы, и совсем уж неожиданная швейная машинка с электрическим приводом.
Нечто похожее, наверное, можно увидеть в мастерской какого-нибудь известного кутюрье, с той лишь разницей, что итогом всему становятся великолепные, почти авангардные картины.
Сначала художник берет обычный лист флизелина, который является основой и выкладывает на него полностью всю композицию. Затем края рисунков немного смазываются клеем, получается, как бы жидкая сметка. Проглаживание горячим утюгом дает эффект срастания с тканью. Когда весь клей уходит под шов, рисунки прошиваются на машинке. Получается, что техника изготовления не очень сложная.
Формально здешние промыслы мало чем отличаются от художественных ремесел других волжских и прочих русских городов. Но даже в привычном глазу вещах вроде керамической утвари или обычных детских свистулек, присутствует своя, типично угличская хитринка.
Это двойной или даже тройной смысл, которые могут вкладывать в работы только по-настоящему выдающиеся мастера народных художеств.
Например, одного мастера вдохновил на изготовление свистульки персонаж сказки Ершова Чудо-юдо Рыба-кит. Получилось в одной свистульке сразу несколько персонажей. Каждая свистулька мастера — это не просто забавная фигурка со звуком. В этих смешных изваяниях спрятаны поговорки, современный городской фольклор, а то и целые притчи. Причем собраны они так компактно, что любая работа спокойно умещается на ладони.
В Угличе сохранилась еще одна старинная волжская традиция — это богатые торговые ряды, спускающиеся прямо к реке. Сегодняшняя торговля, конечно, в большой степени сувенирная и рассчитана на многочисленных туристов, но при желании можно найти и некоторое сходство с прежними временами.
Когда-то Углич слыл центром самых вкусных и новых для Руси продуктов. Как и во многих русских городах здесь делали свой, весьма художественный пряник с имбирем и глазурью. Изготавливали его прямо на глазах у ярмарочной публики.
Одним из таких сладостей является северный пряник «Козуля». В старинные времена козули-пряники пекли строго раз в году: в дни святок и рождественских праздников. Этот пряник изготовлялся раньше из ржаной муки на меду, а сейчас его делают на карамельном сиропе с большим количеством пряностей.
Углич, несмотря на скромные размеры, всегда был на слуху не только в русском Залесье, но и по всей России. Недаром его знаменитым уроженцам посвящена отдельная статья в Большой Советской Энциклопедии. Это очень ярко характеризует здешних обитателей.
Сегодня город один из ключевых пунктов путешествий по Золотому Кольцу, и не только благодаря архитектурным пейзажам и волжским видам. Это живая история, хранящаяся, кроме всего прочего, и в невероятно красивых и мудрых изделиях здешних мастеров.
Если на секунду представить, что Углича никогда не было на картах России, то из ее истории выпадет сразу несколько эпохальных пластов. Это и один из центров строительство русской государственности, и родина колбасы и российского сыра, и месторождение множества изящных промыслов.
Спасибо за внимание! Путешествуйте по России, знакомьтесь с ее историческим и культурным наследием!
Комментарии: 6